Игровые консоли

Игровые консоли – специализированные электронные устройства, предназначенные для видеоигр. Зачастую консоли необходимо присоединять к телевизору или монитору, и именно из-за этого они получили свое более распространенное название – игровые приставки. Тем не менее, существуют консоли, которые обладают своим собственным экраном, и приставками их называть не совсем правильно. Для классификации игровых консолей используют понятие «поколения» - серия моделей, выпущенная примерно в одно и то же время различными производителями, схожая по техническим характеристикам. Приставки первого поколения увидели свет еще в семидесятых, а последнее поколение на данный момент – восьмое. В этой статье мы расскажем о том, как развивался мир игровых консолей от самых первых, простеньких моделей, до супертехнологичных игровых комплексов современности.

Первое поколение

Зеленый свет первому поколению приставок зажегся в далеком 1972 году, когда работающая совместно с Nintendo японская компания Magnavox наладила производство приставок Magnavox Odyssey. Из игр на ней были только простейшие версии футбола, волейбола и тенниса для двоих игроков. С 1975 года Magnavox Odyssey стала продаваться в США. Традиционная Odyssey  быстро стала популярной, и многие компании решили скопировать идею у Magnavox. Наиболее успешными получились клоны от японцев из Atari (Pong, 1975), которые впервые создали симуляторы гонок и пинбола, а также шотландцев из Coleco (Telstar, 1976), которые реализовали систему уровней сложности.

Второе поколение

Старт второму поколению дала приставка компании Farchild Semiconductor, выпущенная в 1976 году. Ее отличительной особенностью стала система сменных картриджей, позволявшая запускать различные игры. В том же 1976 году Farchild Channel F была выпущена в США под названием VES. Название, впрочем, пришлось быстро сменить – выпущенная в 1977 году Atari VCS быстро завоевала рынок и закрепилась на лидирующей позиции вплоть до выхода следующей модели  Atari 5200 в 1982 году. Триумф Atari не смогли остановить даже старые конкуренты из Magnavox со своей Odyssey.

Третье поколение

Начало третьему поколению приставок положил в 1983 году будущий бестселлер Nintendo Entertainment System, огромную популярность которого сложно переоценить – всего было продано более 60 миллионов приставок и 500 миллионов игр к ним. Львиную долю игр составила новая серия Super Mario Bros, ставшая одной из популярнейших игровых франшиз в истории. Популярность NES пошла на спад только в начале девяностых, с выходом шестнадцатибитных приставок, но тем не менее, выпускалась консоль вплоть до 2003 года. Несмотря на отсутствие у NES явных конкурентов, первый тревожный звоночек прозвучал от компании SEGA, которая в 1986 году выпустила восьмибитную приставку Master System.

Четвертое поколение

Новая приставка от Sega, Mega Drive 16 Bit вышла в Японии в 1988 году и ознаменовала своим появлением новую эру в игростроении. К моменту официального появления новой приставки на рынке у нее практически не было серьезных конкурентов – Nintendo все еще работали над своей 16-битной моделью, продолжая делать основную ставку на NES. Именно это и сыграло решающую роль в противостоянии гигантов – SEGA стала невероятно популярной, и остановить ее в битве консолей четвертого поколения так никто и не смог. Новая модель от Nintendo, SNES, вышла на мировой рынок только в 1990 году, и, несмотря на то, что она оказалась практически так же популярна, как и ее предшественница, единоличной гегемонии на рынке консолей ей добиться так и не удалось.

Пятое поколение

Многие считали, что игровая индустрия не сможет расти такими же быстрыми темпами, как во времена Sega Mega Drive и SNES, и частично эти ожидания оправдались. Первые игровые приставки пятого поколения от признанных гигантов – Sega Saturn и Atari Jaguar оказались настолько провальными, что поставили под угрозу само существование компаний. К счастью, кризис был недолгим, и уже в середине девяностых рынок начали завоевывать 32-битная Sony PlayStation и 64-битная Nintendo 64. Первая консоль вышла немного раньше, и это во многом обусловило ее грандиозный успех, а компания Sony получила заметную долю рынка видеоигр. N64 обладала совершенно невероятными возможностями (именно на ней вышел первый 3D платформер), но из-за недостатка игр в первое время оказалась по числу продаж на втором месте после PlayStation.

Шестое поколение

После провала Saturn Sega рискнула пойти ва-банк и выпустить свою приставку шестого поколения, Dreamcast, раньше конкурентов, но тем самым подписала себе окончательный приговор. Новая модель также провалилась, и одна из самых крупных игровых компаний вынуждена была уйти с рынка. Ее конкуренты – Nintendo, Sony и присоединившаяся к ним Microsoft не так сильно торопились и выпустили свои консоли только к началу 2000х. Sony PlayStation 2, GameCube и Xbox стали настоящими легендами своего времени и основали отличный плацдарм для своих следующих моделей. Самой популярной игрой на консолях шестого поколения стала GTA: San Andreas, признанная многими авторитетными изданиями лучшей видеоигрой того времени.

Седьмое поколение

Известнейшие приставки седьмого поколения, Xbox 360, PlayStation 3 и Wii, развили идеи своих предшественниц и позволили игростроению снова шагнуть на качественно более высокий уровень. Тем не менее, важнейший прорыв, связанный с новым поколением приставок – это значительное увеличение доли рынка портативных консолей. Наиболее известные переносные модели, Nintendo DS и PlayStation Portable, это портативные компьютеры, по функционалу не уступающие, а во многом даже опережающие полноценные приставки предыдущего поколения. Возможно именно борьба портативных консолей станет определяющим фактором в дальнейшем развитии мира видеоигр!


Комментарии: